АВТОВАЗ и СоюзМаш обсудили кадровое обеспечение автопрома

08 фев
2024

Промышленную площадку АВТОВАЗа посетил председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Он осмотрел линию сборки LADA Vesta, а также посетил здравпункт на производстве, где заводчане в этот день проводили сдачу донорской крови. Ежемесячный «День донора» проводится на предприятии не первый год, и только в 2023 году на территории АВТОВАЗа было сдано 566 литров крови; в акциях по забору крови приняли участие 1192 сотрудника автозавода, а в 2024 году планируется привлечь к сдаче крови около 1600 заводчан. СоюзМаш активно поддерживает донорское движение на множестве промышленных предприятий, и АВТОВАЗ здесь является одним из лидеров, отметил Владимир Гутенев. Благодаря донорам с автозавода, обеспечиваются потребности местных медицинских учреждений, а при необходимости осуществляется помощь медицинским учреждениям других городов.

В рамках Гутенева на АВТОВАЗе прошло заседание Экспертного совета по технологическому суверенитету в автомобилестроении Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле. В мероприятии приняли участие первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, президент АО «АВТОВАЗ», член Бюро СоюзМаш Максим Соколов (председатель Экспертного совета), а также представители предприятий машиностроения и высших учебных заведений.

Темой заседания стало развитие российского автомобилестроения с учетом задач кадрового обеспечения отрасли в рамках Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года. В связи с этим было отмечено, что АВТОВАЗ и ВУЗы-партнёры реализуют ряд целевых программ обучения и трудоустройства специалистов. Кроме того, АВТОВАЗ и Тольяттинский государственный университет создают передовую инженерную школу гибридных технологий (ПИШ) «ГибридТех».

В ходе заседания участники обсудили эффективность различных мер отраслевого госрегулирования. Не подлежит сомнению тот факт, что автомобильная промышленность напрямую влияет на жизнь множества россиян. Только в Самарской области от стабильной работы АВТОВАЗа зависит благосостояние 300 тысяч граждан, отметил в своём докладе министр промышленности и торговли Самарской области Андрей Шамин. В свою очередь, работа автопрома во многом зависит от мер, которые вырабатывает Правительство, опираясь на экспертное сообщество, подчеркнул Владимир Гутенев.

«Разумный баланс между сотрудничеством и протекционизмом – это одна из основных проблем, которые нам необходимо сегодня решать, и я уверен, что рецепты решения этой проблемы – как раз в рамках заседания данного экспертного совета. Поэтому большое спасибо, Максим Юрьевич за то, что в прошлом году ваша площадка провела большую созидательную работу, которая была воплощена, в том числе, и в нормативной законодательной инициативе», - сказал Владимир Гутенев.

Со своей стороны Максим Соколов поблагодарил Правительство РФ, Минпромторг России и Государственную Думу за такие шаги, как индексация утилизационного сбора, борьбу с «серыми» схемами импорта автомобилей и принятие в первом чтении закона о локализации такси.

Максим Соколов подчеркнул важность продолжения последовательной политики по защите внутреннего рынка автомобилей, в том числе, через своевременную индексацию утильсбора и техническое регулирование. Также председатель Экспертного совета отметил необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о госзакупках – требования о высоком уровне локализации должны распространяться не только на прямые госзакупки автомобилей, но также на аренду транспортных средств и на услуги перевозки для государственных и муниципальных нужд. Пока еще в законодательстве сохраняются «лазейки», позволяющие отдельным госструктурам продолжать пользоваться импортными автомобилями.

В ходе дискуссии было также подчеркнуто, что для развития отечественного производства электротранспорта необходимо включить в нормативную базу по отраслевым мерам государственной поддержки поэтапно растущие требования к локализации электромобилей. В противном случае в России так и не будут созданы и развиты компетенции и компонентная база для электромобильного транспорта. Стимулирование продаж низколокализованных электромобилей, т.е. скрытого импорта, из бюджетных средств не способствует решению данной задачи.

Комментируя вопрос о возможности создания особых экономических зон для развития автомобилестроения на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калужской областей, Максим Соколов подтвердил, что отраслевое сообщество приветствует шаги, направленные на стимулирование производства. Но при этом председатель Экспертного совета отметил, что подходы к отраслевым мерам государственной поддержки, льготам и преференциям, по его мнению, должны быть равными для всех субъектов РФ. И в случае принятия решений о создании территорий с льготными режимами такие режимы также необходимо распространить на автомобильные производства в Тольятти, Ижевске, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Аргуне и других регионах.

По итогам заседания было принято решение – подготовить конкретные предложения по стимулированию развития автомобилестроения и по мерам дополнительной защиты рынка, и обсудить их через месяц. Максим Соколов поблагодарил участников за плодотворную межотраслевую дискуссию. Завершилось заседание награждением ветеранов АВТОВАЗа отраслевыми наградами СоюзМаш.