В Политехническом институте ЮУрГУ готовят инженеров будущего

29 апр
2019

Директор политехнического института южно-уральского государственного университета Сергей Дмитриевич Ваулин рассказал, как сегодня строится обучение на технических направлениях подготовки вуза и какие перспективы есть у выпускников.

Мы приводим часть интервью. Полная версия доступна на сайте ЮУрГУ:

— Политехнический институт всегда славился высококлассными техническими специалистами. Казалось бы, зачем что-то менять. Как новые индустриальные тренды влияют на подготовку будущих инженеров?

— В мире каждое десятилетие меняется карта локомотивов, которые двигают вперед мировую экономику. Сейчас это IT-технологии, которые проникают во все индустриальные сферы и требуют полной их перестройки. Если участвуешь в этом процессе, ты на волне, а если живешь в параллельной реальности, где все это не интересно, то строить глобальный бизнес и зарабатывать деньги будут другие. Поэтому перед мировой промышленностью встала новая глобальная задача — переход к четвёртой промышленной революции. Появился термин «Индустрия 4.0» и связанные с ним понятия: «интернет вещей», «большие данные», «виртуальная и дополненная реальности». Современное производство обязательно должно иметь своего «цифрового двойника», который позволяет прогнозировать и оценивать результаты, определять оптимальные сценарии развития. Для этого предприятия оснащают современнейшими датчиками, которые передают информацию в облако данных, а из него, после обработки этой информации, формируются рекомендации и определяются возможные сценарии действий. Автоматизированная обработка запросов интернета вещей, повышение масштабов уникальных заказов, сокращение сроков их выполнения – все это требует коренного изменения технологий и технологических систем предприятий. В краткосрочной перспективе производство должно сильно измениться, а значит, и мы должны готовить новых инженеров — с целым комплексом новых знаний и умений. Конечно, мы учитываем и текущие потребности предприятий, но и смотрим вперед, чтобы готовить инженеров будущего. Поэтому стратегию общего развития работ Политехнического института мы связали с цифровизацией промышленности и сформулировали эту стратегию как переход от «Инжиниринга 3.0» к «Индустрии 4.0».

— Какие задачи «Индустрии 4.0» решаются на других факультетах Политехнического института?

— На  Автотракторном факультете основной вектор научно-технического развития — умный транспорт для умного города. Он включает разработку беспилотных автомобилей и общественного транспорта, а также создание энергоэффективных двигателей.

Создание мощных моторов для тяжелых внедорожных машин тоже остается в поле работ факультета. Кроме того, студенческое конструкторское бюро зинмается созданием болидов формулы «Студент».

Основное направление развития Механико-технологического факультета — цифровые технологии и роботизированные системы в машиностроении. Это не только промышленная робототехника, а любое металлорежущее оборудование с компьютерными системами управления. Мы работаем и с аддитивными технологиями, к которым относится, например, 3D-печать. Сейчас мы пытаемся их объединить с новыми принципами механической обработки деталей со сложными поверхностями. Это позволит не только экономично создавать изделия, но и одновременно обеспечивать их высокое качество.

На факультете Материаловедения и металлургических технологий ключевое направление — новые материалы и цифровые технологии металлургического производства, в частности трубо- и листопрокатного. Цифровизация всех технологических процессов: пирометаллургических, процессов сварки и обработки металлов давлением во взаимосвязи с формированием характеристик самих материалов – все это предметная область данного факультета.

Энергетический факультет идет в направлении цифровой распределенной энергетики и интеллектуального электропривода. Здесь также прорабатываются возможности использования аддитивных технологий для получения роторов и части статоров электрических машин. Обычно их мотают из проволоки, но уже получены объекты с помощью 3D-печати.

— А как сегодня строится система подготовки «специалистов будущего»?

— Время бросает нам вызов и требует нового подхода к обучению инженеров — проектного обучения. Как уже было отмечено, наши факультеты связали свои научно-технические исследования с самыми передовыми и перспективными направлениями развития в мире. Они в основном идут от известных предприятий – наших стратегических партнеров. Соответственно, и наши студенты участвуют в реальных проектах таких компаний. Выполняя эту работу, они приобретают дополнительные знания, умения и реальный практический опыт. В результате мы получаем выпускников совершенно другого уровня, а предприятие — готовых специалистов и даже команды под свои задачи.

Еще одна важная составляющая — элитная подготовка для высокоодаренных ребят, которые хорошо учатся, участвуют в олимпиадах, получают высокие баллы на ЕГЭ и хотят успешно реализовать свой потенциал и дальше. Начиная с первого курса, у них идет углубленное изучение математики, английского языка и ряда других дисциплин, им предлагается участие в научно-исследовательских работах, такие студенты также задействованы в серьезных проектах. Мы стараемся подойти к ним индивидуально, охватить все аспекты их желаний и умений, чтобы, с одной стороны, они максимально раскрыли свой потенциал, с другой, научились работать в команде и далее уверенно двигались в профессиональной сфере.