Оборонный прирост

24 апр
2008

Президент России Владимир Путин подписал указ «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром». Как сообщил сегодня сайт главы государства, структура госхолдинга пополнится госпакетами акций десяти компаний.
В перечень ОАО, находящиеся в федеральной собственности акции которых вносятся в уставный капитал «Оборонпрома», как и предполагали эксперты, вошли 45,03% ОАО «Авиадвигатель» (Пермь), 25,66% «Металлист-Самара», 38% «Моторостроителя» (Самара), 37% НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область), 14,25% «Пермские моторы», 14,95% Пермского агрегатного объединения «Инкар», 60% СНТК им. Кузнецова, столько же – пермского СТАРа и 50% акций Самарского конструкторского бюро машиностроения. Кроме того, в госхолдинг передается и 38% НПО «Поволжский авиационный технологический институт» (Самара).
Из этих активов «Оборонпром» в течение 15 месяцев должен сформировать 100−процентную «дочку» под названием «Управляющая компания „Объединенная двигателестроительная корпорация„» (УК ОДК). Как рассчитывает Чемезов, к концу этого срока контрольные пакеты (50% плюс одна акция) большинства двигателестроительных предприятий России должны быть сконцентрированы в ОДК (за исключением НПО «Сатурн» и полностью частного Уфимского моторостроительного производственного объединения). Общая схема реорганизации, в результате которой контроль над участниками ОДК получит госхолдинг «Оборонпром», определена. Она состоит из двух параллельных процессов. Один из них – допэмиссия акций «Оборонпрома», размещаемая по закрытой подписке: часть этих ценных бумаг получит Росимущество, предоставив взамен принадлежащие ему акции предприятий — участников ОДК. Второй – увеличение как минимум до контрольного пакета доли «Оборонпрома» в капитале этих предприятий.
Соответствующие договоренности с их ключевыми акционерами, судя по всему, уже достигнуты. Это подтвердил, в частности, владелец 13% акций ОАО «Моторостроитель», гендиректор группы компаний «Каскол» Сергей Недорослев (по оценке экспертов, рыночная стоимость этого пакета — около 9 млн долларов). Во втором полугодии 2008 года свои 49% акций ОАО «Металлист-Самара» намерен продать «Оборонпрому» самарский бизнесмен Алексей Леушкин (в декабре 2007 года он продал этому госхолдингу 21% акций ОАО СНТК им. Кузнецова за 4 млн долларов).
Идея интеграции двигателестроительных предприятий страны логична, однако, осуществляемая сверху, она вызывает крайне неоднозначное отношение в сфере профессионального сообщества. Борется «Оборонпром» с этим отношением крайне просто – за федеральные деньги покупает двигателестроительные заводы. В отношении пермских и самарских двигателестроительных групп указ президента – вещь фактически формальная. Самарскую группу заводов (СНТК им. Кузнецова, «Моторостроитель», СКБМ и отчасти «Металлист-Самара») холдинг взял под свое крыло еще зимой этого года. По весне та же участь постигла и пермский двигателестроительный комплекс.
Но наиболее успешное в научном, технологическом и финансовом плане предприятие отрасли – рыбинский НПО «Сатурн» — оказалось вне зоны поглощения «Оборонпрома». Более того, это предприятие начало вместе с Уфимским моторостроительным ПО создавать свой частный двигателестроительный холдинг. Мотивация генерального директора «Сатурна» Юрия Ласточкина понятна – он не раз публично высказывал сомнения в уровне компетентности в сфере двигателестроения руководителей госкорпорации, пытающихся слить его предприятие в госхолдинг. Но сейчас 37% рыбинского НПО окажутся у «Оборонпрома», и Ласточкину придется считаться с мнением столь мощного акционера.
Комментарий эксперта
Все активы – это бывшие советские предприятия. В каком они сейчас состоянии?
Возьмем «Пермские моторы». Во время массовой приватизации в начале 90−х United Technologies — материнская компания Pratt & Whitney — вошла в капитал «Пермских моторов» и объявила о намерении сделать в партнерстве с пермяками новый двигатель для гражданских широкофюзеляжных самолетов, но этого не произошло. И понятно почему. Тогдашний глава госдепа США Уоррен Кристофер запретил United Technologies передавать какие-либо технологии в Россию. Зато после прихода американцев на пермском предприятии была демонтирована линия по производству двигателей для МиГ-31 — единственного российского истребителя четвертого поколения, способного развивать скорость до трех Махов (три скорости звука). МиГ-31 нужен для уничтожения дальней стратегической авиации противника. Например, чтобы сбивать на дальних подступах к нашим границам американскую стратегическую авиацию — самолеты B-1, B-2, B-52 и другие.
С тех пор для военных там ничего нет. А двигатели ПС-90, которые стоят на Ил-96, Ту-204, Ил−76, «Пермские моторы» продолжают выпускать. Но это не прорывной продукт, а всего лишь рестайлинговая версия мотора все той же Pratt & Whitney 60−х годов прошлого века. Принципиально новых двигателей пермяки так и не создали и, по всей видимости, уже не создадут.
Тем не менее ПС-90 сейчас немного продается — не более двух десятков в год. Еще одна статья доходов — ремонт. Но если пермское предприятие еще держится на плаву, то СНТК им. Кузнецова – их конкуренты — уже несколько лет находятся в удручающем состоянии. Они вообще ничего не создали нового. Готовность нового двигателя НК-93 (для того же ИЛ-96) была процентов семьдесят года три-четрые назад. Но с тех пор они практически не продвинулисьь.
ПС-90 – это продукт, который находится в конце жизненного цикла. Ни одного серьезного КБ в УК ОДК нет. Тюнингом «запорожца» «мерседес» не сделаешь. Поэтому они ничего не смогут сделать принципиально нового, ни по военке, ни по гражданке.
Новые двигатели разрабатывает Ласточкин. У него есть КБ, есть новый продукт, сделанный в партнерстве с французами — SaM-146, —и у него получается.
«Эксперт Online»/22 апреля 2008, 17:49