Налоговый вычет от Чемезова

15 авг
2008

В распоряжении «Ведомостей» оказалось письмо Союза машиностроителей России, подписанное его председателем Чемезовым. Обращаясь к председателю правительства Владимиру Путину, Чемезов отмечает, что процесс принятия решения по снижению этого налога слишком затянулся. Для машиностроителей снижение НДС — вопрос выживания, а для России — независимости и суверенитета, пишет он.
«У летчиков есть такое понятие — точка принятия решения, — объясняет ситуацию Чемезов. — После прохождения этой точки остановить взлет самолета уже невозможно». Никакого инновационного общества без снижения НДС не получится, доказывает он, в машиностроении налоги чрезмерно высоки: НДС — это 40% всех отчислений и эти выплаты съедают почти 130% прибыли отрасли. Добывающим отраслям легче, сетует Чемезов, для них НДС — это всего 12% отчислений и 18% от прибыли. Инвестиции в основной капитал у добывающих отраслей тоже обходятся дешевле, сравнивает он, у них на инвестиции уходит 2/3 прибыли, а у машиностроителей — в 1,2 раза превышают ее объем. А это уже вопрос национальной безопасности, говорит Чемезов: «Проигрывая конкурентную войну <...> мы становимся все более зависимыми от поставщиков — крупных транснациональных корпораций, а значит — от других государств по отношению к России». НДС надо снизить «минимум до 12%», предлагает Союз машиностроителей. Тогда, по расчетам Союза, предприятия отрасли сохранят более 300 млрд руб. (в условиях 2008 г.).
Идея снижения НДС до 12% возникла в администрации президента еще два года назад (вопрос тогда курировал замглавы администрации Игорь Шувалов). Владимир Путин в одном из последних выступлений в качестве президента пообещал бизнесу снижение налога, бизнес встретил инициативу на ура. Резко против выступил Минфин: бюджет не выдержит выпадающих доходов, которые последуют от снижения НДС, настаивал министр финансов Алексей Кудрин. Выпадающие доходы будут компенсированы за счет роста ВВП и собираемости других налогов, убеждено Минэкономразвития. Шувалов в мае стал вице-премьером и уже в июне собрал совещание по этому вопросу, выслушав позиции сторон — Минфина и Минэкономразвития, поручил представить в правительство доклады с расчетами (см. врез). Минфин пока расчеты не представил. Сейчас вопрос о снижении НДС стоит на контроле у вице-премьера Игоря Шувалова, сообщил чиновник из его аппарата.
Чемезов, вступивший в эту битву, — сильный лоббист для сторонников снижения налога: цифры о потерях в отрасли в письме точь-в-точь совпадают с данными из июльского доклада Минэкономразвития. Представитель Минфина сказал, что министерство пересчитывает риски от снижения налога в связи с изменением параметров макроэкономического прогноза. Когда пересчет будет закончен, представитель Минфина сказать не смог.
Экономисты и бизнесмены много спорят о том, есть ли смысл снижать НДС, чтобы подхлестнуть рост экономики, но даже противники снижения признают, что машиностроителям это выгодно. Наибольшую выгоду от снижения НДС получают именно предприятия с длительным производственным циклом, подтверждает Илья Соколов из Института экономики переходного периода (в целом институт идею снижения НДС не поддерживает, предлагая снизить налог на прибыль). Замруководителя аппарата Союза машиностроителей Сергей Иванов объясняет, что снижение НДС обсуждалось в Союзе на протяжении трех месяцев со всеми подразделениями в 62 регионах и поддержано ОАО «ГАЗ», ОАО «РЖД», ОАО «Ижмаш», ОАО «Атомэнергомаш», ОАО «Трансмашхолдинг», говорит Иванов, не говоря уже о самих «Ростехнологиях», которые возглавляет Сергей Чемезов. «В госкорпорацию вошло почти 500 предприятий, и для их развития было бы очень полезно снижение налога», — говорит представитель «Ростехнологий».
Евгения Письменная, Надежда Иваницкая, "Ведомости"
14 августа 2008 года